Церковная православная лавка утвари

Русско-Финский Храм Cвятой
великомученицы Ирины в Волгово

Ленинградская область, Волосовский район, дер. Волгово

Церковь Великомученицы Ирины. Прошлое. Настоящее. Будущее?

Реферат ученицы 9 класса Жихоревой Александры Сергеевны.

 

Вступление.

Известный русский философ Н.Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы»

Есть такое поверье, что там, где стояла церковь, до скончания века обитают ангелы и оплакивают это место, если святость его не уважается. Ангелы разрушенных церквей помнят немало интересного о наших землях, о мечтах и заботах живших здесь людей.

Понятно, что церковь играла и играет важную роль в жизни человека.

С изменением политического строя в России произошли перемены и в жизни церкви. Были совершены попытки отлучить человека от храма. К счастью, новейшая история старается снова вернуть людей в церковь.

Этим и объясняется актуальность моей работы.

В Волосовском районе действует 8 церквей. К сожалению, 23 церкви практически или частично разрушены и являются ныне не действующими.

Собирая материал на тему «Храмы и церкви Волосовского района, наиболее заинтересовала меня история Ириновской церкви, судьбы причастных к ней людей, кроме того, это единственный храм нашего района, который в настоящее время восстанавливается.

Цель работы: исследование истории русско-финской церкви имени Святой великомученицы Ирины.

Чтобы достичь этой цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. Собрать материал об основателе церкви.
  2. Проследить историю рождения Ириновской церкви.
  3. Изучить наиболее значимые этапы жизнедеятельности церкви.
  4. Систематизировать собранные материалы.

 

Глава I.Краткая история храмов и церквей Волосовского района

Современная территория нашего района в средневековье входила в состав Водской пятины Великого Новгорода.

Впервые церкви в этих местах появились в XV веке. Возможно, это произошло и раньше, но первые документы, в которых упоминаются храмы в этом регионе, датируются концом XV века. В них упоминается церковь в Покровском Озеретцском погосте, Ястребинском – Никольском , Зарецком – Спасском , Богородицком – Врудском , Ильинском – Замозским в Бегуницах, Льешском погостах. Также упоминается церковь Спаса в сельце Раскулицы.

К рубежу  XV-XVI  веков мы имеем уже 7 церквей. Все они были деревянными и простой архитектуры. Эти церкви существовали и на протяжении XVI  столетия.

В 1617 году после подписания мирного договора со Швецией в деревне Столбово под Тихвином территория, которую теперь занимает Волосовский район отошла во владение Швеции. В связи с этим большинство церквей было сожжено и закрыто, и поэтому на протяжении XVII века храмы в этой местности не строились.

После возвращения Петром захваченных шведами земель территория Волосовского района снова вошла в состав России.

Больше всего церквей в Волосовском районе было построено в XIX веке. В описании Санкт-Петербургской губернии 1838 года упоминаются некоторые из них: каменная церковь Успения в Селе Вруда, построенная в 1823-40 годах, деревянная церковь в селе Ястребино. В XIX веке были построены и церкви в Б. Хотнежах (1868 г.), церковь Михаила Архангела в Бегуницах (первая половина XIX века), церковь Ирины в усадьбе Волгово. Кроме православных храмов строились и лютеранские кирхи: В Губаницах (1861 г.), в Клопицах и Молосковицах. В конце XIX века была построена церковь Александра Невского в Волосове. В начале XIX века была поставлена церковь Земледельческой колонии по проекту архитектора Яковлева (1910-е годы), деревянная церковь в Кикерино. В Курковицах – Пятигорский монастырь во имя Тихвинской Божьей Матери. Также в районе было много часовен. Среди сохранившихся – часовни в Волгове, Домашковицах, Волне, Остроговицах, Лисино, Клопицах, Калитино.

Начиная с 1918 года, решением правительства церковь отделялась от государства; ее земли и материальные ценности объявлялись государственной собственностью, но ни одно не подлежало уничтожению. Первой напастью для зданий стала гражданская война. В дальнейшем большинство церквей было превращено в хозяйственные склады. Волосовская церковь стала Домом пионеров, Курковицкая и Бегуницкая – рабочими клубами, редкинская  и Врудская – школьными складами.

До войны 1941-1945 годов сохранилось 15 церквей, построенных в разные дореволюционные годы на средства верующих: Бегуницкая – св. Михаила, Волосовская – св. Александра Невского, Губаницкая – св. Еввы, Врудская – Успения Богородицы, Запольская – св. Петра и Павла, Ильешская – св. Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы,Ивановская – Казанской Божьей Матери, Клопицкая – Перекульский крест, Молосковицкая – лютеранская церковь, Пятая Гора – св. Троицы, Раскулицы – Спаса Преображения, Редкино – св. Троицы, Чирковицы – св. Петра и Павла, Ястребино – Николая Чудотворца и Яблоницы – Михаила Архангела.

Всенародное бедствие в годы войны оживило верование людей в Бога, и в районе стали действовать Волосовская, Врудская, Ильешская, Яблоницкая церкви. Но в 60-ых годах вновь поднялась волна антирелигиозности: была закрыта Врудская церковь, взорвана в Ильешах часовня Параскевы Пятницы, разобрана Клопицкая церковь, разрушенная в годы войны. Многие годы население района не занималось сохранением церковных зданий и утвари; исполкомовские работники старались беречь наиболее ценное в ленинградских хранилищах.

 

Глава II. Церковь во имя святой Ирины Великомученицы.

Старинная деревня Волгово расположилась в стороне от Таллиннского шоссе, в 40 километрах от Петербурга.

Волгово – место примечательное. Оно знаменито своей церковью, которая до революции была единственным храмом, освященным во имя святой Ирины (жены князя Ярослава), и единственным русско-финским православным храмом (см. приложение 1).

Впрочем, начнем издалека…

Это имение с начала XYIII века принадлежало представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых (см. приложение 2). Интересно уже происхождение этой фамилии. По семейному преданию, род Голубцовых ведет свое начало от русского витязя, жившего во времена Дмитрия Донского. Этот витязь, преследуя с горсткой храбрых одну из многочисленных "татарских шаек", бродивших тогда по Руси, наткнулся на плывшие по реке намогильные кресты, брошенные туда татарами, разорявшими русские кладбища. "Негодуя на поругателей святыни и желая отомстить, он схватил намогильный крест, "голубец", и понес его во главе отряда. Русские, воодушевленные этим примером, настигли татар и уничтожили их. "За эту победу витязь, "по обычаю того времени давать лицу, совершившему какой-либо подвиг, название, напоминавшее об этом подвиге", от великого князя Дмитрия Ивановича Донского "получил прозвание "Голубец", а потомки его стали называться детьми Голубцовами".

Как видим, какая-то высшая связь представителей рода Голубцовых с церковью прослеживается из глубокой старины.

Покровителем Ириновской церкви стал владелец усадьбы, действительный тайный советник, Кавалер всех орденов Федор Александрович Голубцов (1758-1829).

Образование он получил в Артиллерийском инженером шляхетском корпусе в Санкт-Петербурге.

 В царствование Павла I Федор Александрович был назначен министром финансов.

Причины, побудившие министра финансов к строительству церкви, указаны в доношении Синоду от митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия «… о дозволении построить в деревне Волгово новую каменную церковь во имя Св. мученицы Ирины, по причине той, что селение Волгово от  приходской церкви села Клопицы находится в 15 верстах и проезд к ней за болотными местами, а паче в весеннее и осеннее время бывает крайне затруднителен. Посему мать его, действительная статская советница Голубцова лишается слушания слова Божия, да и он, бывая там, к прискорбию, не может исполнять христианской обязанности, равномерно как и крестьяне его в одном селении лишаются христианских треб.» (см. приложение 3).

31 мая 1809 года указ Императора Александра Павловича №1997 «О дозволении действительному тайному советнику Федору Александровичу Голубцову в деревне его Волгово построить вновь каменную церковь» был получен (см. приложение 4)

Строительство было закончено в легендарном 1812 году. Церковь расположилась напротив усадебного дома на возвышенности. Расположение церкви было настолько удачным, что, несмотря на свои небольшие размеры, она господствует над окружающим пейзажем и даже сейчас далеко видна на фоне липовой аллеи.

В 1817 году была произведена опись имущества церкви (см. приложение 5).

Над входом в храм была устроена маленькая звонница на три колокола, чей звон оповещал жителей не только Волгово, но и окрестных деревень Муратово, Ожогино о начале службы и церковных праздниках.

Население окружавших усадьбу деревень с давних времён  состояло из русских и финнов. При этом между ними происходило постоянное  культурное  и бытовое взаимодействие.

Большое количество смешанных браков приводило к тому, что православная культура активно входила в финскую среду и, наоборот, лютеранская культура воздействовала на русских. Последнее обстоятельство не могло устраивать православную церковь, которая  ревностью наблюдала за сохранением веры.

В 1904 году Преосвященный Сергий при осмотре им церквей  Петергофского  и Царскосельского уездов обратил  внимание на « печальное в религиозном отношении положение православных финнов, рассеянных между финнами – лютеранами.» В своём отчёте он отмечал, что православные финны, лишенные из–за непонимания русского языка и несовершения православного богослужения на родном их языке – финском – возможности слышать слово Божие и вступать в общение со святой православною церковью, по большей части совершенно затягиваются лютеранской средой.

В качестве способа устранения такого положения Преосвященный Сергий предложил учредить для православных финнов специальный храм, где богослужение совершалось бы постоянно на финском языке. Для этих целей он предложил использовать церковь святой Ирины, которая в то время почти пустовала.

Предложение было встречено с пониманием, и в 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово  самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языках. В то время с 1903 – го по 1911 год  имение  принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.

В состав прихода вошли Волгово, а также соседние деревни, находившиеся в двух верстах: Муратово и Горки, в трёх верстах  - Ожогино  и Котино , в пяти верстах  - Медниково и Финатово . Кроме этих деревень, к русско-финскому Волговскому приходу были приписаны все православные финскосельского  уезда – Гатчинском , Суйденском, Усть – Введенском, Таицком  и Царскославянском.

Таким образом, приход был очагом миссионерской деятельности по распространению православия среди финнов, а также эстонцев. Храм  в Волгово был единственным на Северо – Западе, да и во всей России финским православным храмом. Поэтому ему уделялось очень большое внимание, так как он служил привлечению финнов в лоно православия.

Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который  являлся связующим звеном между русскими и финнами (см приложение 6).

В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В.И.Смирнов и крестьяне И.А.Кекки и И.А.Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт.

 Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. А новые владельцы посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, и случилось бы, если бы не счастливый случай.

Известен такой факт: в 1912 году, возвращаясь с маневров в Луге, в Волгово заглянул сам Николай II. Как известно, в том году государь император проехал по всей России, принимая участие в грандиозных торжествах в память войны с Наполеоном. Осмотрев красивую, но не очень ухоженную волговскую церковь, царь разгневался и сделал чиновникам внушение: мол, почему старинная Ириновская церковь, ровесница битвы с Наполеоном, находится в таком плачевном состоянии?

Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ. Чиновники получили нагоняй за невнимание к историческим реликвиям, и в церкви срочно начался ремонт.

Русско-финский храм просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку здание церкви немцы использовали как склад, то службы проводились в школе в деревне Ожогино.

После войны церковь использовалась как клуб. Здание разделили на два этажа. На первом расположились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которые приезжали на сезонные работы. В начале 90-х клуб закрыли, а церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей, она начала быстро разрушаться. Стали обрушиваться кирпичи, частично обвалилась кровля купола.

Надежда забрезжила в середине 1990-х годов, когда храм передали петербургской епархии. Первым церковной старостой прихода, зарегистрированного в 2002 году, стал историк-краевед Юрий Петров – житель соседней деревни Торосово. Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала. Ее восстанавливали всем миром. Освятили ее 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины.

Одновременно с возрождением часовни начались работы и в храме. Несколько лет расчисткой завалов в церкви безвозмездно занимались местные жители и ребята из детского дома в деревне Торосово. Также во время расчистки была найдена закладная доска с информацией о храме и его создателях (см. приложение 8).  В конце мая 2002 года у стен храма прошел первый, после длительного перерыва русско-финский молебен. С тех пор духовная жизнь в Волгово не замирает. 18 мая 2008 года прошла первая литургия на День памяти Великомученицы Ирины (см. приложение 9). Церковь св. Ирины одели в леса (см. приложение 7), провели временное электричество. Все работы ведутся исключительно на частные пожертвования и помощь меценатов – кстати, любопытно, что среди жертвователей много Ирин и их мужей. Сегодня храм находится уже в таком состоянии, что речь идет не о реставрации, а об аварийно-спасательных работах. Если в течение ближайших лет ничего не удастся сделать, старинное здание храма будет просто потеряно!

По мнению специалистов, она представляет большой интерес как "памятник провинциальной архитектуры зрелого классицизма" и является редко сохранившимся примером усадебных домовых церквей начала XIX века на территории Северо-Запада России.

Одновременно с храмом будет восстановлен и парк - часть бывшей усадьбы Голубцовых. При возрожденном храме будет открыт "Музей православной культуры", в котором большое внимание будет уделено земскому управлению, народному образованию, "питомническому промыслу". Для будущего музея уже собран богатый материал.

 

Заключение.

Через несколько лет, в 2012 году, Ириновская церковь отпразднует свой 200-летний юбилей.

Исторические параллели напрашиваются сами собой: на носу – 200-летие Отечественной войны 1812 года. Россия снова накануне юбилея, уже вышел президентский указ о будущих торжествах. А Ириновская церковь, как и сто лет назад, находится в весьма плачевном состоянии. Повторится ли история? Кого теперь ждать в Волгово? Может быть, как и сто лет назад, Ириновскую церковь снова спасет нежданный и негаданный визит главы государства?..


Список использованной литературы

  1. Бердяев Н.А., Спасение и творчество, С.Пб.,  «ВЕХИ», 2000.
  2. Демина Л.А., Волосовский край, учебное пособие.
  3. Архивные документы.
Другие статьи:
Для благотворителей
Вырезка с газеты "Сельская новь"
В Москве прошла акция, целью которой была защита православия
Готовятся к печати катехизические буклеты для приходов РПЦ.
Храм Святой Ирины в Волгово

Если Вам понравилась публикация поделитесь с друзьями:

BB-cсылка на публикацию

Прямая ссылка на публикацию


© 2011-2016, Русско-Финский Храм Cвятой великомученицы Ирины в Волгово
Церковная Православная лавка утвари- Полки для икон